Современные технологии в сферах производства топлива делают акцент на изготовлении наиболее экологически безопасного сырья. Для явного примера рассмотрим дизельное топливо стандарта Евро 5. В первую очередь, в расчет идет тот факт, что дизельное топливо является продуктом переработки нефти. А значит, априори содержит в себе в той или иной мере углеводородные вещества. Это, конечно, уже многие годы будоражит защитников окружающей среды. Но производители топлива это прекрасно осознают: если не с каждым годом, то с частой периодичностью, разрабатываются все новые способы, как использовать транспорт на благо человека, но в то же время свести вред окружающей среде к минимуму.
С 1 января 2014 года и Россия сделала свой шаг навстречу окружающей среде и европейским странам – все ввозимые на территорию России последние модели автомобилей обязаны функционировать, используя
солярку Евро 5.
Как уже упоминалось, дизельное топливо, собственно, как и бензин, представляет собой смеси ряда углеводородов, а также веществ, поддерживающих срок эксплуатации двигателя. С тем отличием, что углеводороды в бензине выкипают при температуре 35 – 200 градусов по Цельсию, а в дизельном топливе – 180-360 °С. Плюс бензин сама по себе более легкая фракция. Распространением дизтоплива среди пользователей авто все же послужило то, что данный вида топлива экономичней, чем бензин. Об этом говорит и тот факт, что его производство в России только растет, и если в 2011 году его производимый объём составлял 70,9 млн. тонн, то к 2013 году отметка почти достигает 73 млн. тонн.
Конечно, важным фактором распространения этого дизтоплива стало улучшение ряда его свойств, которые не только стали причинять меньший вред окружающей среде, но и продлевают срок службы самого двигателя внутреннего сгорания. Так, в странах Евросоюза стандарт Евро-1 был введен в 1992 году, в 1995 его сменил Евро-2, а в 1999 – введен Евро-3. С того времени по сегодня он был заменен сначала Евро-4 (в 2005 году), а потом и Евро-5 (2009 год).
Последний более жестко для производителей, но в то же время лояльно по отношению к окружающей среде регулирует содержание вредных веществ, которые выходят в атмосферу с выхлопными газами. Особенно различия касаются в допустимом количестве серы и, собственно, цетановом числе. Для России сера допускается в количестве 0,05%, в то время, когда стандарт Евро-5 требует не более, чем 0,0035%. Что касается цетанового числа, то у нас это – 45%, а новейший стандарт требует 48-51%. При этом, пробег автомобиля с новыми требованиями увеличен до 160 тыс. км, вместо 80 тыс. в Евро-4, не говоря уже о Евро-3.
Почему именно Евро-3 нас так беспокоит? Да именно потому, что как раз на этом стандарте застряло большинство стран бывшего постсоветского пространства. И в первую очередь, Россия. Тому, естественно, есть множество причин. Начиная хотя бы тем, что само производство дизтоплива Евро-5 требует большего количества материально-технических затрат. А в России, на сегодняшний день, не существует даже единой программы по возведению баз, где в полноценном объеме и с должными требованиями можно было бы его производить. Пока единственное утешение здесь – одна-две региональные программы, которые разработаны для того, чтобы и россияне могли использовать отечественный продукт, способный щадить окружающую среду. При этом, доставляя меньше хлопот хозяину авто с его непредвиденным ремонтом и недолговечностью элементов машины.